3.Домашнее задание
а) В бессоюзных сложных предложениях, вставьте пропущенные буквы и знаки, обозначая грамматические основы.
- Голос его звучал тихо, но твёрдо глаза блeстели упрямо. (М. Горький)
- Избы и дворы опустели, все ушли на огороды кoпать кaртофель. (К. Паустовский)
- Стояла она долго, устали ноги и глаза. (М. Горький)
- Распахнули окна, запах сосен вступил в веранду. (В. Кочетов)
- Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)
- Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. (М. Лермонтов)
б)Перестройте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения таким образом, чтобы они стали бессоюзными.
- В доме тепло и безопасно-в лесу ночью страшно и холодно.
- Будет время-напиши мне.
- При сваривании труб-искры летят во все стороны.
- Я всегда рассказывал правдивые истории-мне не верили.
- Будьте осторожны: тротуары покрылись льдом.
- Хочешь лучше узнать человека-расспроси о его друзьях.
- Не буду передавать весь их разговор: он был бесполезен и безрезультатен.
- Мы стояли вдоль стены: сесть было некуда.
- Одни ученики быстро разбираются в новой теме, другим требуется для этого продолжительное время.
- В Японии говорят, что если родители не приучают детей к труду, их внуки будут голодать.